Газета Правое Дело на Алтае №5(30), май 2002 г.


Татьяна Егорова
Искусствовед
                                      

Художник Иван Мамонтов

      Иван Моисеевич Мамонтов - художник, творчество которого близко и понятно многим. Работы, выполненные в реалистической манере, - это яркий, жизнеутверждающий рассказ художника о том, что ему дорого, что он любит.
- К решению стать профессиональным художником Иван Мамонтов пришел уже в зрелом возрасте. Творческий путь начался с занятий в изостудии. Первая выставка, в которой Мамонтов принял участие с профессиональными художниками, состоялась в 1967 году. Ему было 29 лет. Замысел большой исторической картины, подсказанной ему знакомством с историей рудного Алтая, подтолкнул Мамонтова к поступлению в художественный институт. Он понимал: без систематических занятий под руководством опытного художника, без изучения пластической анатомии, без изучения истории изобразительных искусств, словом, без необходимого фундамента художественных знаний стать профессиональным художником невозможно.
- Учеба в Дальневосточном институте искусств у замечательного художника - педагога Василия Иннокентьевича Бочанцева, несомненно, определила художественные устремления начинающего живописца, дала профессиональную основу его творчеству. После окончания института в 1975 году Иван Мамонтов возвращается в Барнаул, где живет и работает по сей день.
- Творчество Ивана Мамонтова многогранно. Он работает во многих жанрах: многофигурные полотна, портреты исторических деятелей и современников, пейзажи и натюрморты, иллюстрации к книгам, но более всего художник тяготеет к крупным тематическим картинам. Самой значительной из них на сегодня является работа "Исход. Секретнокаторжные горы Змеиной".
- Картина была задумана художником еще до поступления в институт, после оформления книги П.А.Бородкина "Тайны Змеиной горы". Изучение архивных материалов, множество этюдов и зарисовок с натуры в Змеиногорских и Тетюхинских рудниках дали новые, яркие и непосредственные впечатления, заставили художника снова и снова возвращаться к этой теме.
Работа над картиной длилась около 20 лет.
- Сделано два больших варианта, множество этюдов, каждый образ прочувствован, для каждого героя найдено свое место, свой характер.
Большой размер, динамичная композиция, потрясающий по своей выразительности передний план позволяют зрителю не только сопереживать с автором о происходящем, но и наслаждаться всеми фактурными богатствами живописного полотна.
- В своих работах на историческую тему автор не идет по пути копирования старинных образцов костюмов и предметов быта, в картине их почти нет. Внутренняя мощь характеров, сила чувств и мыслей - главное, что органично вводит нас в прошлое, заставляя верить в жуткий смысл события.
- Герои портретов Ивана Мамонтова - это сильные, мужественные люди. Их судьба, их жизнеутверждающая сила, мощь их духа привлекают художника. А. И. Волобуев, Н.И. Панов, Г.В. Егоров - ветераны Великой Отечественной войны - стали подлинными героями его портретов. A.M. Мамонтова,
В.Я. Будкова, У.Я. Иващенко - вдовы мужей и матери сыновей, погибших в Великой Отечественной войне, вынесшие на своих плечах все тяготы военной и послевоенной жизни, не остались без внимания взыскательного художника, стали живыми образами его полотен.
Большие размеры полотен, фронтальная композиция фигур в портретах как бы подчеркивают монументальность образов, создаваемых мастером. По этим признакам мы можем узнать работы Мамонтова.
- Встреча и общение с людьми, которые знают и любят историю Алтая, привели к созданию целой серии портретов писателей - краеведов: П.А. Бородкина /1986/, Г.В. Егорова /1987/, В.Ф. Гришаева /1989/, М.И. Юдалевича /1997/, С.С. Сороки /1999/, И. П. Кудинова /1999/.  К этим людям у художника особая любовь и признательность.  Они, по выражению автора, живут и трудятся на той же волне, что и он - любовь к истории родного края, желание раскрыть и показать его богатое прошлое.
- В портретах и тематических работах Ивана Мамонтова качественно новым и важным становится раскрытие образа человека не за счет композиционных эффектов, а через трепетное отношение к натуре, живой интерес и углубленное внимание к внутреннему миру и характеру изображаемого человека.
Не чужды художнику  лиричность и поэтичность. Замечательные пейзажи с нежным, мягким колоритом являются как бы признанием в любви к родному краю.
- Камерный и лиричный характер носят последние работы автора. Это широко известные работы "Нина"(1989) и "Светает. Портрет В.М. Шукшина"(/1986). По своей содержательной наполненности, глубокому подтексту полотно "Нина", хранящееся в Родинской картинной галерее, перерастает рамки портрета и приобретает черты тематической картины.
- Важное место в творчестве художника занимает графика. И хотя Мамонтов отдает предпочтение живописи, он долгие годы сотрудничает с Алтайским книжным издательством, иллюстрирует и оформляет книги А.Н. Толстого, А.П. Чехова, Джека Лондона и многих алтайских писателей.
- Иван Мамонтов - яркий, запоминающийся художник, трудолюбивый вдумчивый мастер. Живописный язык его прост, традиционен, но глубина внутренних чувств, выразительность образов делают его творчество узнаваемым. Он один из немногих алтайских художников, работающих в жанре исторической тематической картины.
- В этом особое значение его творчества в истории культуры Алтая.

   


Правое Дело..
Учредители: РО АК ОПОО " Союз правых сил" (656099 г. Барнаул, пр. Социалистический, 109, офю 105, 26-06-11);
АК ПОО "Объеденение "Яблоко" (656099, г. Барнаул, пр. Ленина, 41. 24-18-60).
Адрес редакции: 656099, г. Барнаул, пр. Социалистический, 109, тел. 26-06-11, 38-10-04 E-mail: pravo@ab.ru
                                                                                                                                                                                                                                             

        

but.jpg

Книга гостей mailto:ivmamontov@yandex.ru


Hosted by uCoz